Новости

Совершенствование законодательства и инструменты поддержки транспортного строительства обсудили на конференции в Волгограде

23.03.2023

Организаторами мероприятия выступили Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по промышленной политике и техническому регулированию и Правительство Волгоградской области. Конференция проводится при поддержке Минпромторга России, Минстроя России, Минтранса России, Союза промышленников и предпринимателей Волгоградской области и Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ».

Основная цель – информирование широкого круга специалистов и выработка консолидированного мнения представителей строительного комплекса, промышленности и органов власти по наиболее актуальным отраслевым вопросам. В их числе ‒ совершенствование нормативной базы в строительстве, меры поддержки отечественных производителей, импортозамещение материалов, оборудования и технологий, а также расширение применения металлоконструкций в строительстве.

В своём приветственном слове заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Алексей Ермаков отметил, что в настоящий момент отечественная промышленность находится на подъёме, причём как в масштабах всей страны, так и отдельно взятого федерального округа.

«Несмотря на санкционное давление недружественных стран, объём промышленного производства в ЮФО по итогам прошлого года увеличился на 2,5 %. Руководство страны проявляет неподдельный интерес к строительной отрасли. Мы стараемся создать для инвесторов комфортные условия. Каждый губернатор практически в ручном режиме сопровождает все инвестиционные сделки. На сегодняшний день в числе основных задач, стоящих перед регионами, является обустройство территорий под жилищное строительство, а также необходимость создания современной транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры. Крайне важно сократить сроки подготовки документов градостроительного планирования, а также внедрить систему менеджмента качества на всех предприятиях по производству строительных материалов», ‒ отметил Алексей Ермаков.

В свою очередь заместитель губернатора Волгоградской области Юрий Седов подчеркнул важность поднимаемых на конференции вопросов, среди которых ‒ отсутствие аналогов отдельных образцов импортной техники и строительных материалов, несоответствие требованиям по качеству имеющейся отечественной продукции, а также необходимость актуализации отдельных нормативно-правовых актов и технической документации. Обсуждение и коллективный поиск путей их решения позволят разработать дополнительные меры поддержки строительной отрасли в нынешних экономических реалиях.

Первый вице-президент Российского Союза строителей, заместитель Председателя Комиссии РСПП по строительному комплексу Владимир Дедюхин акцентировал внимание на важности диалога между региональными органами власти, федеральными ведомствами, экспертным сообществом и производителями. Сформированная единая точка зрения и консолидированный комплекс мер должны помочь не допустить проникновение контрафактной продукции на строительные площадки нашей страны.

Кроме того, была озвучена приветственная телеграмма президента РСПП Александра Шохина к участникам и гостям научно-практической конференции: «Строительный комплекс, безусловно, является одним из локомотивов всей экономики нашей страны. Уверен, что решения данной конференции лягут в основу новых предложений РСПП и Минстроя России по совершенствованию нормативной базы в строительной отрасли. Желаю всем участникам плодотворной работы, успехов в профессиональной деятельности и здоровья».

В режиме видео-конференц-связи заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников рассказал о работе ведомства по импортозамещению дорожно-строительной техники, оборудования и материалов.

В начале выступления он остановился на ключевых результатах дорожного хозяйства, достигнутых в 2022 году. Так, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» дорожными организациями построены и реконструированы почти 230 км федеральных дорог. В ходе капитального ремонта более 320 км доведены до четырех полос движения. Особое внимание уделялось приведению в нормативное состояние мостов и путепроводов на региональной и местной дорожной сети – всего были обновлены более 400 искусственных сооружений протяженностью более 30 тыс. пог. м. Кроме того, акцент был сделан на участках, ведущих к социально значимым объектам. Например, к нормативу приведены 422 туристических маршрута (более 2,1 тыс. км), обновлены 3,2 тыс. км дорог, ведущих к образовательным и детским досуговым учреждениям, и ещё 3,6 тыс. км – к медучреждениям.

Заместитель руководителя Росавтодора отдельно подчеркнул, что благодаря слаженной работе подрядных организаций и органов власти все объекты строительства были обеспечены финансированием, необходимыми ресурсами, в том числе дорожно-строительной техникой. В условиях жесточайшего санкционного давления ни на одном объекте не произошло остановки работ.

При этом в Федеральном дорожном агентстве на регулярной основе проводятся совещания с производителями техники и подрядными организациями, в ходе которых совместно прорабатываются замечания и предложения по доработке техники. На основании представленных данных предприятия вносят изменения в конструкции отдельных узлов и агрегатов, а также ведут работу по исключению поставок некачественных комплектующих.

Важным вопросом является развитие производства и расширение выпуска новых видов дорожно-строительной техники. «Росавтодор совместно с Российским университетом транспорта готовит комплект документов для разработки научных проектов, касающихся создания опытных образцов малогабаритной самоходной сваебойной и буровой установок и иных средств малой механизации, в том числе роботизированных», – подытожил Олег Ступников.

Аналогичную тему затронул и президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров. Его выступление было посвящено перспективам развития производства отечественных дорожно-строительных материалов. В своём докладе он отметил, что при строительстве дорожной инфраструктуры доля импортных материалов и инженерных систем составляет не более 5 %. Так, рынок инертных материалов, являющихся основным сырьем в отрасли, фактически полностью охвачен российскими производителями. Кроме того, наблюдается существенное увеличение производства российских добавок и модификаторов, качество которых не уступает импортным аналогам.

Однако в таком направлении, как сборка светотехнических изделий, достаточно большое количество производителей используют источники излучения (светодиоды, ксеноновые лампы, плазменные или индукционные), а также комплектующие к блокам питания и корпуса, производимые преимущественно зарубежными компаниями. И это именно та сфера, которая требует комплексных мер по импортозамещению и поддержке отечественных разработчиков. Большой потенциал для дальнейшего развития наблюдается и в области программного обеспечения для интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД).

О совершенствовании нормативной документации в строительстве рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко. По его словам, в настоящий момент ведётся масштабная работа по созданию единого перечня документов для организации строительства, который позволит гармонизировать инвестиционно-строительный цикл и вовлечь большее количество ресурсов при одновременном сокращении издержек.

«Мы собрали по каждой категории объектов единый реестр, в котором содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в соответствующие органы. На первых порах он включал 989 наименований. В минувшем году после выхода ряда постановлений остался уже 751 документ. Мы убрали те позиции, которые себя дублировали или в которых упоминались какие-либо нерегламентированные процедуры. Согласно подготовленным новым постановлениям, в 2023 году мы исключим ещё порядка 100 документов. Итогом данной работы станет своеобразный «строительный калькулятор» – электронный ресурс, который позволит любому застройщику или инвестору при наличии определенных условий получить четкий список необходимых для прохождения процедур с указанием всех сроков», – резюмировал Сергей Музыченко.

В числе ключевых тем конференции также фигурировали эффективные инструменты поддержки промышленности, межотраслевое взаимодействие и формирование каталога импортозамещения строительных материалов и оборудования, а также разработка технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий».

Во второй части конференции прошла панельная сессия «Перспективные импортозамещающие материалы, изделия, технологии в строительстве и транспортном строительстве, а также практический опыт перехода компаний в области транспортного строительства на импортозамещение». В ходе нее были рассмотрены вопросы применения металла в строительстве, цифровая сертификация изделий из полимерных композиционных материалов и импортозамещение лабораторного оборудования.

В завершение конференции прошла церемония подписания Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Комитетом РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Комиссией РСПП по строительному комплексу.